19 апреля 2024
0 9e067 f7dda250 XXXL

Проектирование храма

Проект представлял собой чрезвычайно пышный и орнаментированный храм в так называемом неовизантийському стиле. Однако Императорская археологическая комиссия отклонила проект по причине его нетождественности киевским, черниговским и волынским храмам середины 12 столетия.

Принимая это решение, Комиссия руководствовалась не только стремлением к реставрации Успенского собора в первоначальном виде, но и политическими соображениями. Дело лежала в двух плоскостях.

0_9e067_f7dda250_XXXL

К концу 19 века пришелся четвертый этап развития «российско-византийського» стиля в церковной архитектуре, как официального выражения историко-культурного специфичности России, с закреплением его в материальных символах, должно было стать наглядным свидетельством высшей власти и господствующей религии. Храмам пытались оказать такого вида.
На территории тогдашней Волыни к этому добавилась решительная «декатолизация», что привело к перестройке большинства каменных католических и униатских костелов в православные церкви. Поэтому Успенский собор должен был быть реставрированным исключительно в православных «византийских» формах.
В конце концов составление проекта было поручено члену Императорской археологической комиссии акедемику архитектуры Григорию Котову. Комиссия получила его проект в 1885 году и в апреле следующего года он был утвержден. Следует отметить, что в марте 1886 Котов стал также и членом-архитектором Технико-строительного комитета при российском Святейшего Синода, то есть официальным специалистом в области церковной архитектуры.

В проекте Котов отверг все достройки к постройке и представил храм в первозданном виде, как он себе его представлял.

Ширина и длина собора была четко установлена исследованиями и раскопками, она равнялась 20,6 на 34,5 метров. Дело оставалось по высоте стен. И здесь Григорий Котов обратился к архитектуре тождественных храмов, которые сохранились. В Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове, построенного в 12 веке, высота стен (без полукруглых надстроек – «закомар») равнялась 70% от ширины здания. Это соотношение в отреставрированного Г.Котовим храма равна 69%, что дает 14,2 метров высоты стены. То есть, кажется что пропорции соблюдены и перед нами находится почти копия первоначального собора.

Добавить комментарий