Еще в начале прошлого века украинский предприниматель Евгений Чикаленко обратился к своим коллегам с призывом любить Украину до глубины своего кармана, то есть не жалеть денег на поддержку украинских проектов. Сам Чикаленко тратил большую часть своих средств на украинское дело, убедительно продемонстрировав, что такое истинная национальная буржуазия и как она относится к языку и культуре родной нации. Но это меценаты и спонсоры, для которых финансирование украинского является чем-то добровольным, факультативным, в отличие от Украинского государства, для которого это долг и смысл ее существования. Если Украинское государство не будет заниматься украинским, то зачем она нужна и является ли она на самом деле украинский?
В течение последних 25 лет мы слышали множество разговоров и дискуссий о украинизацию на всех уровнях, нередко очень страстных, однако наблюдали мало реальных шагов, что и дало свои результаты в том числе трагические (в Крыму и на Донбассе). Мы еще раз увидели: если не давать денег на украинские школы, театры, телеканалы, газеты и журналы, на книги, то потом придется искать значительно больше (гораздо больше!) Средства на украинском пушки, танки и патроны. Все годы независимости государство занимала позицию невмешательства в решение языково-культурной проблемы. Так, она несколько делала под давлением общественности, однако предпочла держать от нее дистанцию и представлять дело чем в пределах частных увлечений энтузиастов и активистов. Стоит ли удивляться имеющимся довольно скромным достижениям?
Хорошо об этой ситуации сказал писатель Иван Малкович: «Правда такова, что наше государство недостаточно заботится об украинском языке. Все начинается и заканчивается велеречивого пустыми фразами. Нас, носителей украинского, до сих пор еще многие трактуют, как чудаковатых аборигенов. Мы до сих пор, как подсолнечник к солнцу, поворачиваем головы на услышанное украинское слово. До сих пор не отменено пресловутый «закон Кивалова», который позорит всю нацию ».