Иногда мы можем увязнуть в эмоциях — как будто мы схвачены капканом в колодце определенных темных чувств — и думаем, что нам никогда не выбраться. Гнев может превратиться в мучительные язвы негодования и горечи и угрожать затянуться на неопределенное время. Печаль может превратиться в депрессию, которая почти удушает нас. Некоторые из нас живут со страхом в течение длительного времени.
Наши чувства могут также сыграть с нами злую шутку, надуть нас. Наши эмоции могут привести нас в тс ситуации, о которых разум говорил, что лучше туда не ходить. Иногда чувства похожи на искусственную, сделанную из ваты, конфетку; они выглядят чем-то большим, чем они есть на самом деле.
Несмотря на более темную сторону эмоций, — это те чувства, которые доставляют нам боль, затягиваются подобно болезни и производят с нами недобрые трюки, — картина будет еще более мрачная, если мы выбираем отказ от эмоций. Не испытывать своих чувств, эмоционально замкнуться или отдалиться, отпихивать от себя ту часть себя, которая может быть неприятной, это плохо для здоровья, это саморазрушающий акт.
Подавление или отрицание чувств может привести к головным болям, к болям в животе, в спине, и вообще это ослабляет наше физическое состояние, а «слабое место» может служить входными воротами для многих болезней. Подавление чувств — в особенности если мы это делаем во время стадии отрицания процесса оплакивания потерь — может привести нас к таким нарушениям, как переедание, недоедание, употреблению алкоголя и других наркотических веществ, к компульсивному сексуальному поведению, к компульсивному, почти непреодолимому стремлению делать покупки, к недосыпанию, к излишней сонливости, навязчивым расстройствам, к контролирующим действиям и к другим видам компульсивного поведения.
Чувства — это энергия, подавленные чувства блокируют нашу энергию. А когда мы блокированы, мы не способны сделать все, что в наших силах.
Другая проблема с подавленными чувствами та, что они не уходят прочь. Они затягиваются, мешают, иногда становятся постепенно более сильными и вынуждают нас делать многие странные вещи. Мы вынуждены шагать впереди своих чувств, мы вынуждены постоянно оставаться занятыми, мы должны делать что-нибудь. Мы не можем отважиться замолчать и успокоиться, потому что мы можем тогда чувствовать эти эмоции. И чувство может выдать себя каким-нибудь образом, заставляя нас сделать нечто такое, что мы никогда не намеревались делать: накричать на детей, лягнуть кота, пролить что-то на наше любимое платье, расплакаться на вечеринке. Мы увязли в чувствах потому, что мы пытались подавить их и подобно назойливому соседу они никогда не уйдут прочь до тех пор, пока мы не признаем их присутствие.