Постепенный, растянутый на века упадок Галицко-Волынского княжества и господства Польши на ее землях с 14 столетия видкарбувалися на судьбе православной святыни сокрушительными пожарами, многочисленными восстановления и постепенной трансформации ее архитектурного учета в форму католического костела.
И Великая Степь, сокрушительные волны которого обходили величественное здание во время первых монгольских рейдов в Европу, задал первый чеканки на ее стенах.
«В 1491 году приходили заволжские татары на Волынскую землю в числе 10 000; они много зла сотворили в Волынской земли и в польской: во Владимире пожгли церкви Божии, большую церковь Успения каменную и город, а людей по городам и весям и по дорогам без числа посеклы и в плен взяли »(Супрасльский летопись).
Через 450 лет после возведения владимирский собор Успения Пресвятой Богородицы стал униатским храмом. Часть церковных деятелей, в том счета Владимирский епископ Ипатий Потий (с 1593), призвали духовенство и прихожан к унии с Римом по условиям сохранения православного обряда и сравнение духовенства в правах с католическим.
Епископы греко-католической церкви заботились как о реставрационных работах в уже тогда старинном здании, так и о ее окружения. Позаботились они и о местах для собственных похорон.
В 1593 году по предложению старосты города Владимира князя Острожского епископ Потий за средства церковных имений обязался «… равно ту церковь соборную, муры опалы, склепы, верх и вежицы, также и стена замочке епископского стеной оправы и побыть», что делалось исполнителем работ итальянцем Францишеком. По указанию епископа, Успенский собор во время реставрации единовременно приобрел ренессансные черты, но Францишек свой труд не завершил.
Следующий после Потия епископ Иоаким Мороховский кроме реставрации храма окружил кафедральный двор каменными стенами с оборонительными башнями, вооруженными небольшими пушками и гаковницы. А епископ Иосиф Мокосий-Боковецкий под южным алтарем собора построил склеп для захоронений и часовню Святой тридцать.
В 1683 году большой пожар испепелил все Владимир. Вместе с городом пылал и собор, у него потрескались стены и купола ( «верхние Вежица»), через некоторое время упали своды.
Обращает на себя внимание то, что упоминания о «Вежица» означает, что в соборе было несколько куполов. Но вопрос о наличии ряда куполов в первоначальной здания или сведение их в дальнейших реставрациях остается открытым.
Следует только заметить, что в одном из образцов, на который опирались переяславские строители, Успенском соборе Елецкого монастыря в Чернигове было три купола: большая центральная и две меньших.